Главная » 2018 » Январь » 29 » Общая характеристика традиционной музыкальной культуры долган как предмета освоения в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якути
11:32
Общая характеристика традиционной музыкальной культуры долган как предмета освоения в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якути

Федорова Полина Петровна – учитель музыки «Юрюнг-Хаинской СОШ».

 

 Общая характеристика традиционной музыкальной культуры долган как предмета освоения в общеобразовательных учреждениях
Республики Саха (Якутия)

Долганская музыка в жанровом и стилистическом отношении, как отмечает исследователь традиционной культуры долган Ю. И. Шейкин, представляет собой локальный вариант акустической культуры северных саха (якутов) и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов.

Изучению долганской традиционной музыкальной культуры посвящены исследования Г. Г. Алексеевой, О. Э. Добжанской, П. Е Ефремова, М. Я. Жорницкой , Л. Масленникова , В. С. Никифоровой , Ю. И. Шейкина и др. Трудами исследователей-долгановедов была создана теоретическая база, на основе которой может быть рассмотрен вопрос о том, как должна быть представлена традиционная музыкальная культура долган в содержании общего музыкального образования в Республике Саха (Якутия).

По своей природе долганский музыкальный фольклор относят к сольно-песенным культурам раннего типа. Он имеет, преимущественно, монодийный характер. Исключение представляют песни, сопровождающие круговые хороводные танцы, напев которых, вслед за запевалой, подхватывается всеми участниками этого действа.

Характеризуя традиционную музыкальную культуру долган прежде всего необходимо отметить ее песенную природу. Как отмечает Г. Г. Алексеева – автор основополагающего исследовательского труда, посвященного народно-песенной культуре долган, «музыкальная культура долган обнаруживает целый ряд самобытных свойств, отличающих и даже резко выделяющих ее среди прочих культур приполярного региона» [1, с.306]. По мнению исследователя, ярче всего эта самобытность выражена в песенной традиции долган. И, что принципиально важно для рассмотрения музыкальной культуры долган как предмета освоения в системе общего музыкального образования в Республике Саха (Якутия), именно песня занимает ключевую позицию в системе традиционных жанров долганской музыкальной культуры [Там же]. Следовательно, именно песне и должно быть уделено преимущественное внимание на уроках музыки, посвященных ее изучению.

В системе народно-песенной культуры долган исследователи выделяют:

  • туойсуу ырыата – песни-обращения юношей и девушек друг к другу, которые в традиционной этнической среде выполняют важную роль в формировании семейно-брачных отношений;
  • песни-размышления о прожитой жизни, людях, окружающей природе и т.п., которые широко распространены среди людей пожилого возраста;
  • биьик ырыата – колыбельные песни, исполнение которых приурочено к рождению ребенка или к его убаюкиванию;
  • оло5ум туьунан ырыа – личные песни, в которых различают два способа рассказа о своей жизни – речью и пением, при этом часто в таких песнях речевое интонирование сочетается и чередуется с пением;
  • суол ырыата – дорожная песня, в которой описываются впечатления от путешествия по течению реки или езды на оленях;
  • «бэтиэхтээьин» или «тыын былдьасыьыыта» - песни-соревнования на одном дыхании, при исполнении которых два исполнителя соревнуются в перехвате дыхания. Побеждает исполнитель с широким дыханием, у которого оно заканчивается последним. Этот жанр является своего рода «тренировочным упражнением» в выработке длинного, продолжительного дыхания при исполнении песни-ырыа и песен-олонгко;
  • свадебные обрядовые песни – курум ырыата. Они исполняются в ритуале свадьбы женихами, отражая северо-самодийскую традицию соревнования женихов, а также родителями молодых и имеют, в основном, характер песен-благопожеланий – алгысов;
  • ойуун ырыата – шаманская песня, которая на сегодняшний день как жанр практически не сохранилась;
  • частушка – шуточная песня в форме вопроса и ответа, свидетельствующая об общности песенной культуры долган с русским музыкальным фольклором [4, с. 42].

Долганский песенный фольклор принято подразделять также на три группы, которые, в своей совокупности, включают десять жанров.

Первая группа – это обрядовые песни, куда входят свадебные курум ырыата и алгысы – благожелания.

Ко второй группе относят бытовые песни бэтиэхтээьин или тыын былдьаьыы – перехват дыхания, колыбельные, трудовые, дорожные суол ырыата, шуточные и частушки, приветственные.

Третья группа – это песенная лирика с жанрами личных песен (на мотивы родных, близких, импровизации), кроме того, сюда относят лирические туойсуу ырыа и песни о любви к родителям и к родному краю.

Тематика песен и их функциональное значения разнообразны. Исследователи обращают внимание на то, что песня – ырыа является, по сути, вторым способом выражения мыслей долган. Исполнитель говорит: «Мин эйиэкэ кэпсиэм» – «Я тебе расскажу» и после этого начинает петь. Поют долганы за шитьем одежды, по дороге на охоту или рыбалку, вспоминая случаи из своей жизни и жизни сородичей, отца, матери, убаюкивая ребенка, выражая восторг, любовь к окружающей природе, любимому человеку» [4, с. 42].

Большая часть песен относится к лирическому жанру. Они разнообразны по содержанию. Это песни о временах года, об окружающей природе: о реках, горах, деревьях, тундре. А. А. Попов подчеркивает их импровизационную природу. По его наблюдениям, такие песни пелись для себя. Охотник, оленевод во время длительных кочевок пел свою песню. Она могла состоять из одной фразы, иногда пелась одна мелодия. Но были и импровизаторы — специалисты, которые сочиняли длинные, красивые песни. Эти песни, по мнению долган, происходят от абаасы и имеют своих духов. Эти песни поют песенные люди, но не песенники. Они очень близки к шаманским заклинаниям [3, с. 48].

Исследуя народно-песенную культуру, Г. Г. Алексеева приходит к заключению о том, что она включает песню в самых различных жизненных функциях, танец, героический эпос олонгко, инструментальную музыку и систему звуков, подражающих звукам окружающей живой природы.

Так, популярные у долган круговые танцы «Хэйро» и «Осуохай» всегда исполняются с пением, близким сигнальному интонированию в звукоподражаниях. При этом в отличие от песенных традиций, которые находят воплощение в других жанрах долганской традиционной культуры, в этих танцах предполагается совместное пение в унисон всех участвующих, которые вторят ведущему – запевале [1, c. 77].

Оба танца, как известно, являются разновидностями хороводных танцев народов Севера, которые исполняются во время обряда поклонения солнцу «Кун тахсыыта» – «Восход солнца». Этот старинный обряд символизирует встречу Солнца как предвестника начала заполярного Нового года.

Танец хейро в наши дни исполняется также во время праздников и свадеб. Запевает его напев, как правило, мужчина – котордьут, который произносит всего лишь одно слово «хэйро». В интонационном отношении, как свидетельствуют результаты изыскания исследователей, этот танец уходит своими корнями к эвенскому «ьээдьэ» [1, с.119].

Северный осуохай близок якутскому осуохаю, но, как отмечают исследователи, отличается от него медленным темпом, задумчивым настроением и наличием цезуры между попарно-объединенными мелостроками.

К обрядовым старинным танцам долган относятся также танец «Некчойон-атыл» («Шаг с поклоном»), иначе «Бутаан-Каамы» («Медленный танец»), и танец «Киги каамытынан» («Хождение людей шагом»). Второй из них является составной частью шаманского камлания. Этим обрядом-танцем руководил шаман: под его запев, речитатив и выкрики, которым вторили все участники, он водил хоровод сначала вокруг очага внутри чума, затем вокруг чума на улице. Троекратное круговое движение по ходу солнца должно было «оградить диких оленей»: танцем, пением исполнители обряда испрашивали у духов удачной охоты на них. Так, танец продолжался до тех пор, пока мужчины не уставали петь, женщины же во время танца не пели [2, с. 20].

Из числа круговых танцев в содержание общего музыкального образования представляется целесообразным введение тех из них, которые и сегодня являются неотъемлемой частью жизни долган. Это – прежде всего такие танцы, как «Хэйро» и «Осуохай». Их разучивание будет способствовать овладению школьниками знаниями о народных традициях, освоению характерных для них танцевальных движений, приобретению опыта коллективного песенно-танцевального исполнения, а также подготовит их к участию в такого рода обрядах в их повседневной жизни.

Героический эпос – признанная вершина устного народного творчества народов Севера. Принимая во внимание направленность проводимого исследования на систему общего музыкального образования, в качестве предмета освоения на уроках музыки необходимо рассмотреть ырыалаак олонгко (олонхо с песней).

Отличительной особенностью данного жанра долганской традиционной культуры является сочетание в интонационном строе речитативного и песенного начала со строго регламентируемым характером их взаимодополнения. Если в описательной части повествования сказители произносят текст речитативом, то посредством песни они характеризуют его основных персонажей.

Введение образцов этого жанра в содержание общего музыкального образования имеет большое значение для формирования нравственных ценностных ориентаций у школьников, поскольку в основе сюжетов лежит повествование о борьбе богатырей-айыы из племени Среднего мира со злыми чудовищами-абааhы ради защиты справедливости, добра и мирной жизни. Каждое сказание обычно озаглавлено в соответствии с именем главного героя-богатыря: «Многострадальный Муж одинокий», «Сын лошади Аталамии-богатырь», «Отважный Окуолай», «Боскондой», «Айданчай букатыыр». Изучение таких произведений важно в плане введения учащихся в мир героев народного эпоса, «проживания» вместе с ними описываемых в повествовании событий.

Образцы этого жанра представляют ценный материал для раскрытия на уроках представлений долган о роли музыки в их жизни. Знаменательно, что песенные разделы характеризуют наиболее важные (ритуальные) моменты поведения персонажей, они являются эпической формой фиксации поведения долган в традиционной среде. Напевы, как отмечает Г. Г. Алексеева, не только отражают ритуальный характер сюжетных звеньев, в которых они появились, но и служат мелодической характеристикой персонажей – главного героя, гонца-вестника, коня, невесты главного героя, богатырей нижнего мира и др.. При этом существенные различия в мелодической характеристике персонажей составляют тональный уровень пения, ритмическая формулярность и «характер орнаментально-тембровой звукоподачи» [2, c. 88].

Как отмечает Г. Г. Алексеева, на музыкальные разделы олонгко (которые автор характеризует как стиль интонирования – дьигикитэн ыллаакын с непредельной тремолирующей глоттализацией) большое влияние оказала песенная традиция. Она нашла претворение, в том числе «в закономерностях звуковысотной и ладовой организации с характерными замкнутыми двухопорными секундовыми и терцовыми ячейками и микроинтервальными изменениями внутри тоновых зон, в свободном стихосложении поющегося текста, в ритмической организации и композиции напева» [1, с.169].

Характеризуя традиционную культуру долган, необходимо отметить также оформившуюся в ее недрах особую звуковую систему, направленную на подражание звукам окружающей живой природы. Исследователи классифицируют долганские звукоподражания по двум функциональным разновидностям: охотничьи для приманки диких птиц и бытовые сигналы-обращения к домашним животным – оленям и собакам. Это могут быть звукоподражания голосу важенки, подзывающий оленёнка, оленя-самца во время гона или чисто командные сигналы, необходимые для загона оленей (понукание при быстрой езде, сигнал остановки для далеко ушедших животных, сигнал для убыстрения бега, сигнал собаке с указанием направления загона) и сбора на охоту [4, с. 38].

По принятой в этнографических исследованиях терминологии, в звукоподражательных сигналах долган получает воплощение специфика «музыкально-экологического отношения» [2, c. 85] к окружающей их звуковой среде. Таковы, к примеру, по мнению исследователей звукоподражания кукушке, куропатке, утке и др. Вместе с тем, как замечает Ю. И. Шейкин, звукоподражания не относятся к жанрам традиционной культуры долган. «Они вписываются в систему культуры, но за пределами этнической сонорики не практикуются, поэтому обнаруживаются практически во всех жанрах культуры»[5, с.50].

Таким образом, при включении образцов традиционной музыкальной культуры долган в содержание общего музыкального образования специальное внимание необходимо уделять характеристике звукоподражательных сигналов, которые в той или иной мере представлены в ее различных жанрах. Особенно важна такая направленность в работе с младшими школьниками, поскольку она будет способствовать раскрытию ими возможностей музыки описывать как сами природные явления, так и отношение к ним. При этом в слушательской деятельности их внимание может быть также обращено на возможности одного из народных инструментов – хамыс-баргаана – имитировать пение птиц.

Обращение на уроках музыки к картине мира, которая находит воплощение в традиционном музыкальном фольклоре долган посредством слова, музыки, действий, представляется чрезвычайно важным для ознакомления детей с народной мудростью, раскрытию вечных нравственных ценностей долганского народа, его представлений о музыке и ее роли в их жизни. Как предмет освоения на уроках музыки такие песни смогут показать детям, с какой любовью и теплом в них проявляется отношение долган к своему родному краю, к тундре, к ее природе, людям; как гордятся они своими добрыми героями, которые побеждают зло.

Вместе с тем, в Республике Саха (Якутия) приобщение учащихся к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре долган вплоть до настоящего времени не рассматривалось в качестве одной из обязательных составляющих системы общего музыкального образования. На основе проведенного анализа есть основания считать, что для формирования у школьников представления о долганской традиционной музыкальной культуре, в содержании общего музыкального образования она должна быть представлена: образцами  народных песен, доступных детям по образному содержанию и соответствующих их исполнительским возможностям, а также песням, которые они услышат в исполнении известных народных мастеров; круговыми хороводными танцами; фрагментами из героического эпоса долган; творчеством народных сказителей, запечатленным в фоно- аудио- и видеозаписях, которые удалось сделать достоянием долганского народа исследователям его традиционной музыкальной культуры.

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

  1. Алексеева, Г. Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган. – Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2005. – 438 с.
  2. Долгих, Б. О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник. Т. 5. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – С. 92–141.
  3. Попов, А. А. Долганы. Собрание трудов по этнографии. – Том II. СПб: Изд-во «Дрофа», 2003. – 336 с.
  4.  Фольклор долган /Сост. П. Е. Ефремов. – Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2000. – 448 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 19) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bookol.ru/starinnoe/mifyi_legendyi_epos/140433/fulltext.htm
  5. Шейкин, Ю.И. Музыкальная культура народов Сибири. Сравнительно-историческое исследование инструментов, звукоподражаний и песен: Автореф. Дис. … доктора искусствоведения. – Якутск, 2001. – 50с.
Просмотров: 615 | Добавил: gold | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 29.03.2024, 09:35
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

  • УУО Анабарского района
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0