Главная » 2018 » Январь » 29 » Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
11:22
Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности

Тема авторского семинара и круглого стола для родителей коррекционного класса по профориентации учащихся с ОВЗ учителя коррекционного класса МБОУ "ЮХСОШ" Туприной Аграфены Николаевны.

Современный социум характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Начавшееся с середины 80-х годов реформирование политической социально-экономической жизни страны привело к обострению социальных проблем. За последние годы проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних приобрели новые качественные и количественные характеристики. Одним из наиболее частых проявлений девиантного поведения у детей и подростков в последние десятилетия является аддиктивное поведение, и, в частности, злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ).

Сегодня низкий уровень социальной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. При диагностировании личностных качеств младших школьников на высоком уровне проявляются такие качества, как: неуверенность в себе, нерешительность, боязнь активных действий, страх, защитная реакция от взрослых, вербальная и защитная агрессия, негативное отношение к собственному «Я» и т.д. Данные качества могут способствовать формированию аддиктивного поведения.

Таким образом, мы считаем, что актуальным становится профилактика аддиктивного поведения у младших школьников.

Аддикция (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка), в широком смысле, – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. В более узком смысле, это патологическое влечение к чему-либо, что увеличивает риск развития психических заболеваний или связано с персональными или социальными проблемами. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности. Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях и азартных играх). Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными.

Гедонистическое желание испытать удовольствие, выраженное в яркости, свежести настроения, необычности иллюзорно-эйфорического состояния, свободе от тревог, страхов, внешних преград, обязанностей, является мотивационной основой зависимости.

Под аддиктивным поведением принято понимать особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. В целом, трактовка понятия «аддиктивность» рассматривается в двух контекстах: химическая зависимость и девиантное поведение. Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаивающим. Условно формы аддиктивного поведения делятся на два вида: фармакологическая зависимость и аддикция, сформированная нефармакологическими способами.

Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические черты и проявления. Таким образом, выделяют такие формы проявления аддикций: алкоголизм, наркомания, прием препаратов бытовой химии, сексуальное аддиктивное поведение, прием лекарственных средств в дозах, превышающих терапевтические, азартные игры, работогольные аддикции, аддикции к еде, клептомания, компьютерная зависимость, аддикции к риску и острым ощущениям, сектантство. Мы считаем, аддиктивные стратегии поведения, как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на работе, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов. Хроническая неудовлетворенность реальностью приводит к бегству от собственного здорового сознания с помощью алкоголя и наркотиков, или к бегству в мир фантазий, обретению пристанища в сектах, руководимых властными лидерами, или же в группировках, приверженных поклонению какому-либо кумиру: рок-группе, спортивной команде или другим «звездам», замене реальных жизненных ценностей и ориентиров искусственными, виртуальными.

Как известно, профилактика аддиктивного поведения – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.

Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте начинают формироваться важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Учащиеся начальной школы начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении. На наш взгляд, работа по профилактике аддиктивного поведения наиболее продуктивна в рамках внеурочной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

            Для реализации в начальных классах доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество и др.

Внеурочная деятельность может осуществляться в таких формах, как кружки, секции, слеты, игры, турниры, встречи, конференции, экскурсии, походы, субботники и т.д. В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность. Наиболее эффективно процесс профилактики аддиктивного поведения может осуществляться в спортивно-оздоровительном, духовно- нравственном, социальном направлениях, в видах игровой, добровольческой и спортивно-оздоровительной деятельности, практически во всех формах внеурочной деятельности.

 

Список литературы:

Вострокнутов, Н. В., Харитонова Н. К., Пережогин Л. О., Девятова О. Е. Методическое обеспечение социального партнерства при проведении профилактической и реабилитационной работы в семье [Электронный ресурс] / Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова, Л.О. Пережогин. – Режим доступа: http://www.otrok.ru/medbook/listpsy/socpart2005.htm

Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.В. Гоголева. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж «МОДЭК», 2003. – 237.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 36 с.

Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_psy/Addiktivnoe-Povedenie-110.html

Семке, В.Я. Наркология [Текст] / В.Я. Семке. – Томск: Академический Проект, 2003. – 48 с.

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования [Текст] // Вестник образования, 2004 – №8. – С. 14 – 16 .

Просмотров: 678 | Добавил: gold | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Четверг, 28.03.2024, 21:37
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

  • УУО Анабарского района
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0