Главная » 2018 » Январь » 29 » «Внедрение национально-регионального компонента в программу Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»
11:39
«Внедрение национально-регионального компонента в программу Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

МБОУ «Юрюнг-Хаинская средняя общеобразовательная школа», Анабарский улусТуприна Р.Ф.учитель изо, черчения

         Программа Б.М. Неменского очень заинтересовала многих учителей изобразительного искусства нашей республики. Цель программы Бориса Михайловича Неменского – формирование многогранных духовных интересов личности средствами искусства, прежде всего изобразительного. Важная особенность программы – ориентация на эмоционально-воспитательный потенциал художественных образов, на гуманизацию образования.  Принцип программы – «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

           Наша Юрюнг-Хаинская общеобразовательная школа является самой отдаленной школой нашей республики, где проживают малочисленные народы – долганы. В целях повышения нравственной и эстетической культуры, повышения интереса к декоративно-прикладному искусству народов Севера, в частности долган, чтобы не утратить национальную культуру, исходя из принципа «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», на уроках изо в программе с 1-7 классы внедрила национально-региональный компонент.

 Долганы имеют очень интересную, богатую, самобытную материальную культуру, фольклор. Как учитель изобразительного искусства со стажем больше двадцати лет, отмечу, что восприятие мира детьми севера отличается своей самобытностью, так как они очень близки к природе, к окружающей их среде. Природные явления арктической тундры очень ранимые, изменчивые. Все это сказывается в их поведении. По характеру дети севера добрые, но не могут высказать свои мысли, мнения, что связано с суровостью природы северного края. Поэтому они в своих рисунках, поделках очень умело и доступно изображают природу родной тундры. На уроках дети охотно рисуют то, что им роднее, ближе: это так знакомый скромный тундровой цветочек; это долгожданное солнце, появившееся на горизонте, рассекая темноту полярных ночей; это песец, выглядывающий из норки; олень, несущийся по тундровому простору. Дети, родившиеся и выросшие на Севере, острее и намного чутче чувствуют неповторимую красоту тундровой природы. От их рисунков так и исходит аромат тундрового цветка, свежесть снежинки, веяние ветра, теплое дыхание тундры. В них удивляет природное чувство цвета, цветового соотношения, они умеют видеть и чувствовать красоту чем дети средней полосы Якутии ,  которые не могут замечать в тундре ее удивительные краски.  Они истинные патриоты родного края, душой и сердцем любящие свою взрастившую, вскормившую их тундру. Немногословные, сдержанные на чувства, они охотно включаются в беседу о тундре, об обитателях, быте северян, с большим удовольствием слушают сказы о житье-бытье далеких предков, о происхождении животного и растительного мира на вечной мерзлоте. Поэтому в начальном звене с целью развития творческой фантазии и воображения учащихся мы проводим уроки, где могут быть такие задания, как допустим, превращение пятен в изображении зверушек севера, моделирования природных конструкций и другие.

Живя в отдаленном арктическом улусе, когда далеко не у всякого родителя хватает средств на то, чтобы вывезти ребенка в центральную Якутию, тем более в другие края, наши дети лишены возможности любоваться шелестом березовой рощи, простором аласов и зеленеющих долин, видеть достижения цивилизации. Многие в глаза не видели живую корову, лошадь, курицу. Поэтому тут уместно вспомнить народную мудрость: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

 

       Исходя из принципа, заинтересовавшись программой Б.М.Неменского, я решила оттолкнуться от родного, хорошо знакомого, дополнив программу автора национально-региональными компонентами. Для создания условий формирования личности, осознающим себя представителем своего этноса, с умениями и навыками, для жизнедеятельности в экстремальных условиях Севера, выбрала темы, соответствующие местным условиям, как например, животные и птицы севера; сюжеты и иллюстрации долганских рассказов, сказок; орнаменты народов севера; национальная одежда долган; природа родной тундры и т.д.

 Для повышения результативности работы рекомендуется применить наглядные пособия, дополнительную литературу, дидактические материалы, музыку, фольклор, также использовать методы и приемы как развитие художественно-образного мышления. Так же применяются специфические формы познания связей искусства с жизнью, развитие способности чувствовать, осваивать особые возможности каждого материала, сравнения, деловые игры, обсуждение работ, коллективное творчество. Выполнение заданий обязательно сопровождается беседами о красоте окружающей природы, о животных и птицах родного края.  Уроки можно сопровождать прислушиванием в ходе беседы и творческой работы песен, стихов местных самодеятельных мелодистов, стихотворцев.. Таким образом, у нас получаются интегрированные уроки, на которых мы учим детей не только рисовать, но и системно добиваемся решения триединых задач эстетического воспитания.

          Для создания условий формирования личности, осознающим себя представителем своего этноса, с умениями и навыками, для жизнедеятельности в экстремальных условиях Севера, выбрала темы, соответствующие местным условиям. Здесь отражаются природа тундры, животные  и птицы Севера, орнаменты долган, жизнь и быт оленеводов, охотников. На таблице выборочно приведены темы и задания уроков изобразительного искусства с 1-4 класс.

 

1 класс

 

 

Тема урока

задание

содержание

материалы

I чт.

«Изображать можно пятном»

Превратить пятно в изображение зверушки.

Беседа о животных тундры (олень, песец, белый медведь и др.)

Акварель, кисти, бумага

II чт.

«Как украшает себя человек»

Изображения персонажей сказок.

По мотивам долганской сказки «Девочка сирота»

Акварель, гуашь, кисти

III чт.

«Все, что мы видим, имеет конструкцию»

Сделать образы зверей и птиц Севера, зоопарк из коробочек

Закрепление беседы о животных тундры.

Различные коробки, цветная и белая бумага, картон, клей

IV чт.

«Урок любования»

Наблюдение живой природы с точки зрения трех мастеров( мастер Изображения, мастер Украшения, мастер Конструкции)

Урок-экскурсия.

Беседа о красоте родной природы.

Карандаш, пастель, бумага, фотоаппарат

 

 

 

 

2 класс

 

 

Тема урока

задание

содержание

материалы

I

«Многоцветие мира и три основных краски»

Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист.

Беседа. Цветы, растущие в тундре

Гуашь, кисти, краски желтая, красная, синяя

II

«Постройка и реальность»

Моделирование природных конструкций.

Птичьи гнезда, паутинка и др.

Беседа о птицах, насекомых тундры.

Бумага, клей, ножницы

III

«Изображения природы в разных состояниях»

Изображение контрастных состояний северной природы.

Дождь, ветер, пурга.

Беседа об особенностях состояний северной природы

Акварель, кисти

IV

«Ритм пятен  как средство выражения»

Ритмическое расположение летящих птиц.

Беседа о перелетных птицах. Весна.

Акварель, кисть, бумага

 

3 класс

 

 

Тема урока

задание

содержание

материалы

I

«Твои книжки»

Иллюстрации к долганской сказке «Лэнкэй»

Ознакомление с долганской сказкой

Гуашь, кисти, бумага

II

«Памятники архитектуры»

Конструирование из бумаги.

Беседа о башне Дыгын.

Картон, бумага, клей, ножницы

III

«Художник и зрелище»

Изготовление пальчиковых кукол к долганской сказке «Легенда о сыне»

Подготовить кукольное представление к сказке.

Гуашь, кисти, бумага, клей.

IV

«Музеи народного декоративно-прикладного искусства»

Изображение выбранного изделия из экспонатов школьного музея (дьукаамыл, ьэлии, матаха, кыьыах)

Посещение школьного краеведческого музея

карандаш

 

4 класс

 

 

Тема урока

задание

содержание

материалы

I

«Пейзаж родной земли»

Изображение пейзажа родной тундры

Беседа о красоте природы Крайнего Севера

Акварель, кисти

II

«Образ традиционного дома»

Моделирование из бумаги конструкции традиционного жилья долган– дьукаа.

Ознакомление с конструкцией дьукаа.

Картон, плотная бумага, цветная бумага. клей

III

«Образ художественной культуры народов Севера»

Изображение национального долганского костюма.

Ознакомление с долганским орнаментом.

Гуашь, кисти, бумага

IV

«Искусство объединяет народы»

Композиционное решение. Изображение жизни долган.

Беседа об особенностях быта и жизни долган.

Гуашь, акварель, кисти.

 

              Таким образом, используя национально-региональный компонент на уроках рисования самые разнообразные методы и приемы обучения, можно поддерживать постоянный интерес к декоративно-прикладному искусству народов Севера, повышать чувство национального достоинства как индивидуального этноса, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе.

Просмотров: 649 | Добавил: gold | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 khhg  
0
RCS Capital dprdd https://github.com/RCSCapitalPartners

Имя *:
Email *:
Код *:
Четверг, 25.04.2024, 18:55
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

  • УУО Анабарского района
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0